Финансовый директор

Валовая рентабельность

534
Валовая рентабельность
Бувин Николай
финансовый директор ООО «Озерсоль»
Результативность и эффективность любой компании измеряется тремя ключевыми показателями рентабельности: валовой, операционной, чистой. Источником данных для расчета выступает отчет о финансовых результатах, и каждый предшествующий коэффициент является составным элементом последующего. Предлагаем разобраться, что показывает валовая рентабельность, как ее считать и анализировать.

В рамках общего анализа доходности предприятия обычно используются показатели операционной и чистой рентабельности, однако по технике составления они являются лишь производными от валовой прибыли. При этом основные статьи расходов (как правило, с наибольшим удельным весом) используются уже на этапе вычисления валовой рентабельности.

Формула валовой рентабельности

Валовая рентабельность представляет собой ставку доходности (процент) от затрат, понесенных непосредственно на производство и реализацию продукции. Расчет валовой рентабельности (РВП) осуществляется по стандартной единой формуле, исключающей наличие иных модифицированных методик вычисления:

Структура показателя устанавливает существенную зависимость его значения от отрасли бизнеса. К примеру, у предприятий сферы услуг (информационные технологии, медицина, консалтинг) РВП будет существенно выше, чем у предприятий сферы торговли. Поэтому в целях межотраслевого анализа, коэффициент валовой рентабельность будет практически бесполезен. Однако при сравнении предприятий определенного конкурентного рынка, РВП является превосходным способом оценки конкурентоспособности этих фирм. В особенности это касается производственных предприятий при факторном анализе коэффициента. Все ключевые драйверы эффективности и роста заложены именно в валовой рентабельности: цены на сырье, производительность труда, уровень брака, маркетинговая политика (цены реализации) и прочие важные объекты анализа.

Что учесть при расчете коэффициента валовой рентабельности

При вычислении валовой рентабельности особое внимание необходимо уделить элементу «Себестоимость продаж». Данные, взятые из одноименной строки формы №2 бухгалтерской отчетности (отчет о финансовых результатах, строка №2120), не всегда бывают корректными в полной мере. Прежде всего, в себестоимости продаж должны учитываться затраты, зависящие от объема реализации – переменные или условно-переменные расходы. К ним относятся стоимость материалов, зарплата производственных рабочих (включая все налоги и сборы); вспомогательные расходы (износ и ремонты оборудования, электроэнергия, иные статьи).

Корректировки показателя (коммерческие расходы и амортизация)

Часть коммерческих расходов, непосредственно связанных со сбытом, тоже можно отнести к себестоимости. Ярким примером таких расходов является премия специалистов по продажам за реализованный объем.

Обратная ситуация с учетом амортизации. Ввиду особой популярности у бухгалтеров линейного метода признания амортизационных расходов, расчет валовой рентабельности зачастую бывает искажен. В случае если предприятие демонстрирует существенное изменение темпов выручки, признание амортизации в одинаковом объеме приведет к искусственному завышению РВП в случае роста продаж и, наоборот, – в случае снижения объемов реализации. Аналогичная ситуация с арендой производственных помещений (оборудования) и иными расходами, которые по характеру возникновения или по учетной политике не могут быть распределены в зависимости от объема производства / продаж.

Экономическое значение валовой рентабельности

Правильный расчет РВП приобретает критически важное значение при ценообразовании на рынках высокой конкуренции. Достоверная информация о валовой рентабельности и помогает собственнику / менеджменту бизнеса определить оптимальную цену реализации с учетом требуемой нормы доходности.

Валовая прибыль распределяется на покрытие постоянных расходов предприятия, уплату налогов и долгов (кредитов, процентов), а также выплату дивидендов. Поэтому мониторинг динамики доходности предприятия следует осуществлять, в том числе, по показателю рентабельности валовой прибыли. Показатели прибыли более низкого уровня в меньшей степени подходят для этой задачи из-за возрастающего влияния в расчетах количества факторов и применяемой учетной политики.

При оценке проектов или анализе бизнеса на этапе роста коэффициент валовой рентабельности, его динамика, применяется в части прогнозирования период окупаемости.

Недостатки коэффициента валовой рентабельности

Основные недостатки коэффициента валовой рентабельности тесно связаны с его преимуществами. Безусловно, РВП должен использоваться в анализе только вместе с другими показателями прибыльности и финансовой устойчивости, так как не учитывает всех затрат предприятия и структуры капитала. Концентрация показателя только лишь на факторах маржинальной эффективности, делают его неспособным к актуальной комплексной оценке предприятия.

Поскольку популярность РВП существенно уступает операционной и чистой рентабельности, его назначение иногда ошибочно переоценивается некоторыми группами пользователей отчетности. Кроме того, всегда существует риск искажения показателя применяемой учетной политикой. Показатели рентабельности более низкого уровня, безусловно, тоже имеют неточности из-за фактора учетной политики, но в гораздо меньше степени, чем коэффициент валовой рентабельности.

Сложно оценить приемлемый уровень рентабельности валовой прибыли. Возможность применения только для сравнения с показателями других предприятий отрасли делает данный показатель уязвимым из-за отсутствия подробной информации о факторах формирования РВП у конкурентов. Пояснения к отчетности и аудиторское заключение не всегда включают всей необходимой информации для данной оценки.

Анализ валовой рентабельности

Поскольку не существует общепринятых стандартов оценки значений РВП, первый шаг при анализе показателя – определить его целевой уровень. Наиболее оптимальный вариант для этого – вычисление показателя по отчетности лидера отрасли, в которой работает компания. Если применение бенчмаркинга не представляется возможным по каким-либо причинам, следует провести эмпирическую оценку и провести мониторинг динамики показателя за длительный фактический период работы предприятия. К основным причинам изменения РВП относятся следующий факторы:

  • изменение цен реализации без учета динамики калькуляции производственной себестоимости;
  • изменение объема продаж (в случае если в себестоимости присутствуют постоянные / условно-постоянные расходы, не связанные напрямую с учетной политикой). В случае с линейной амортизацией, фактором будет выступать влияние учетной политики, но не динамика продаж;
  • изменение цен закупок сырья и материалов (или иных существенных статей расходов);
  • изменение динамики оборачиваемости запасов. Важно понимать истинную причину увеличения себестоимости в связи с ростом цен на сырье. Например, если компания учитывает запасы по методике FIFO, увеличение оборачиваемости запасов приведет к снижению рентабельности валовой прибыли, так как снизится доля более дешевых материалов (по времени покупки) в себестоимости. Если оборачиваемость запасов не изменилась, изменение цен в полном объеме относится к пересмотру условий договоров с поставщиком. Следует отметить, что несмотря на возможное отрицательное влияние роста оборачиваемости на РВП, в целом для бизнеса увеличение оборачиваемости запасов – безусловно положительный фактор.

Как увеличить валовую рентабельность

Нацеленность фирмы на увеличение валовой рентабельности сопряжена как с положительными изменениями в бизнесе, так и с негативными – в частности, снижения валовой прибыли в ряде случаев. Рассмотрим основные драйверы роста РВП:

  1. Увеличить цену реализации на основании улучшения характеристик продукции, при этом предельная маржинальность модернизации должна превышать текущее значение РВП.
  2. Увеличить долю продаж продукции с более высокой маржинальностью в общем объеме выручки.
  3. Пересмотреть кредитную политику в части предоставления скидок покупателям. Необходимо параллельно оценивать динамику валовой прибыли от изменений КП.
  4. Активизировать работу закупщиков в части поиска более выгодных цен и условий поставки по переменным условно-переменным расходам. Полученные скидки за увеличение объема закупок необходимо сравнивать с актуальными ставками финансового рынка, чтобы не получить отрицательный эффект по чистой прибыли ради увеличения РВП в связи с привлечением дополнительных для финансирования оборотных активов.
  5. Разработать и внедрить программу управления прямыми издержками, создав систему мотивации для рабочего персонала по инициированию предложений по повышению экономичности различных этапов производства.

Презентация и прогнозирование валовой рентабельности

Факторный анализ коэффициента валовой рентабельности всегда является объектом пристального внимания владельцев бизнеса, совета директоров, топ-менеджмента. В связи с этим аналитическая работа с показателем может оказаться не такой элементарной, несмотря на простую формулу расчета, высокую доступность и надежность данных. Необходимо учитывать отношение потребителей информации к предоставляемым аналитическим тезисам. К примеру, некоторые аспекты динамики показателя специалисты могут отнести к учетной политике предприятия (то есть, по сути, к влиянию искусственной корректировки). В презентации рекомендуется избегать подобных факторов, так как они могут ввести в заблуждение слушателей и вызвать дополнительные дискуссионные вопросы, на которые будет непросто ответить без подготовки.

Что касается прогнозирования показателя РВП, то следует отменить, что обычно это ключевой драйвер доходности бизнес-плана / бюджета. Следовательно, его расчет необходимо осуществлять с особой осторожностью. Для предприятий с многолетней историей надежность построения плана дополняется фактическими данными прошлых лет. Новые компании могут учитывать в планировании результаты других предприятий отрасли с похожими элементами SWOT-анализа.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансистов.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.