Финансовый директор

Что такое дебиторская задолженность

192
Что такое дебиторская задолженность
Каждая компания, а, следовательно, и ее финансовая служба, работают с дебиторской и кредиторской задолженностью. Но часто эти понятия путают. В статье мы расскажем, что такое дебиторская задолженность, какие виды ее бывают и как с ней работать.

Что такое дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность (или как ее финансисты коротко называют – дебиторка) – это долги контрагентов перед компанией. Это деньги, которые еще не вернули фирме. Простыми словами, дебиторская задолженность это все то, что должны вашей организации.

Дебиторка относится к активам. Ведь в будущем, когда контрагент погасит задолженность, компания сможет распоряжаться деньгами. В состав дебиторской задолженности организации входят не только деньги, она может быть и в форме других обязательств. Например, контрагент должен передать товары или оказать услугу.

Когда образуется дебиторская задолженность

Главная причина возникновения дебиторки – различные даты выполнения своих обязательств сторонами договора. Например, поставщику уже отгрузили продукцию, а покупатель еще не перечислил деньги.

Наличие задолженности – неотъемлемый момент бизнеса (см. подробнее об управлении дебиторской задолженностью). Конечно же, все хотят работать по предоплате или получать деньги в день отгрузки, но на практике это случается редко.  Поставщики предоставляют отсрочку платежка, или коммерческий кредит. Во-первых, не все клиенты соглашаются работать по предоплате. Чтобы не терять рынок сбыта, поставщики предоставляют отсрочку. Поэтому отсрочка платежа выгодна обеим сторонам сделки: для покупателя это возможность временно использовать чужие оборотные средства, а для поставщика – возможность расширить рынок, увеличить количество потребителей.

Рост сбыта, объема продаж практически всегда неразрывно связан с ростом дебиторки. Поэтому когда компания проводит анализ показателей, надо выявлять причину роста количества долгов. Но слишком большая доля этого показателя в активах тоже плохо для организации. Ведь чем больше значение дебиторской задолженности, тем больше рискованная сумма невозврата и финансовых потерь

Дебиторами компании могут быть разные контрагенты и физические лица – поставщики, покупатели, сотрудники, налоговая и т.д. Приведем несколько примеров, когда возникает дебиторская задолженность.

  • компания отгрузила покупателю аванс, но он еще не перечислил оплату;
  • организация перевела продавцу предоплату, но он пока не поставил продукцию;
  • фирма перечислила налоги больше, чем нужно;
  • работодатель выдал сотруднику заем.

Виды дебиторской задолженности

Долги классифицируют по разным основаниям. Например, для бухгалтерского учета важны сроки погашения долгов. Поэтому задолженность разделяется на два вида в зависимости от срока погашения долга:

  • долгосрочная. Это долги, погашение которых ожидается более чем через 12 месяцев после заключения договора.
  • краткосрочная. Поступления денег по таким долгам компания ждет менее чем через 12 месяцев. Такие долги называют еще текущими. Когда срок погашения дебиторки, которая первоначально была долгосрочной, станет меньше 12 месяцев, долги перейдут в категорию краткосрочных.

В зависимости от поступления оплаты выделяют тоже два вида дебиторской задолженности:

  • срочная. По такой дебиторке срок погашения в соответствии с договором еще не наступил. Такую задолженность еще называют нормальной;
  • просроченная. Это обязательства, которые контрагенты не выполнили в срок. Дату платежа стороны устанавливают в договоре. Просроченная задолженность бывает сомнительной и безнадежной.

Сомнительным является долг, который с высокой вероятность контрагент не погасит полностью или частично. Долг становится сомнительным не только, если контрагент просрочил платеж. Если компания из СМИ или других источников выяснила, что у контрагента начались финансовые трудности. По сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете создают резервы.

Долг становится безнадежным, если его уже нереально взыскать. Такое происходит в двух случаях:

  • истек срок исковой давности. Считать срок нужно с даты, когда организация узнала о нарушении своих прав. Например, если по договору покупатель должен оплатить товар не позднее 1 октября, то со следующего дня начинается просрочка. Другой пример — в договоре займа не определены сроки возврата денег. Тогда кредитор вправе предъявить требование о возврате, а покупатель должен вернуть деньги в течение 30 календарных дней (см., как вернуть просроченную дебиторку).
  • обязательство прекращено в связи с невозможностью его исполнения. Например, контрагента исключили из ЕГРЮЛ, приставы приняли постановление о невозможности взыскания долга. Правило об исключении из госреестра распространяется только на юридических лиц. Индивидуальный предприниматель даже после снятия с учета продолжает отвечать по своим долгам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 24 ГК РФ). Долг бизнесмена станет безнадежным, если суд признал его банкротом или пристав не сможет взыскать долги.

Как снизить риск появления сомнительных и безнадежных долгов.

Каждая компания стремится, чтобы в ее деятельности сомнительных и безнадежных долгов не появлялось. Есть несколько действенных способов их избежать.

Предоплата. Компания избежит рисков невозврата, если включит в договор условие о 100-процентой предоплате. Недостаток способа – не все покупатели готовы работать на таких условиях.

Обеспечение поставки. Например, банковской гарантией, договором поручительства, залогом. Если контрагент не исполняет обязательств, то  компания получит залог, долг за него оплатил поручитель.

Аккредитив. Этой формой расчетов пользуются не часто. В таком случае в сделке появляется третье лицо – банк, который и открывает аккредитив. Средства на оплату покупатель переводит не поставщику, а в банк на специальный счет. О том, что деньги на счете, банк сообщит поставщику. После этого продавец отгружает товар. Как только покупатель предоставит в банк документы, которые подтверждают отгрузку, банк переводит деньги на счет поставщика. Это способ безопасен как для покупателя, так и для продавца. Но он не пользуется популярность из-за своей стоимости –  услуги банка стоят недешево.

ВИДЕО: С чем связаны риски неоплаты дебиторской задолженности

Константин Аношкин, финансовый эксперт рассказывает на видео, с чем связаны риски неоплаты долгов и как их избежать.

Как анализировать дебиторку

Компания отслеживает не только величину дебиторки, но и показатели, рассчитанные на ее основе:

Коэффициент дебиторской задолженности (Кдз). Он показывает, какую часть активов компании составляют долги. Рассчитывают его следующим образом:

Кдз = ДЗ/А, где

ДЗ – общая сумма дебиторской задолженности

А – все активы организации.

Другим показателем является коэффициент оборачиваемости дебиторки. То есть скорость погашения дебиторской задолженности – как быстро контрагенты перечисляют фирме деньги за проданные товары.

Этот коэффициент показывает, сколько раз за период компания получает от клиентов оплату в размере среднего остатка неоплаченной задолженности. Он показывает, на сколько эффективно компания взыскивает с контрагентов долги. Показатель рассчитывают по формуле:

Кодз = Выр /  СрОстдз, где

Кодз – коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности,

Выр – выручка за период (см. подробнее про расчет оборачиваемости дебиторской задолженности).

СрОстдз – средний остаток дебиторки. Чтобы его рассчитать, складывают дебиторскую задолженность на начало и конец периода и делят на два.

На основе коэффициента оборачиваемости рассчитывают среднее количество дней, в течение которых дебиторка остается неоплаченной.

Одз= 365 / Кодз

У этих показателей нет нормальных значений. Каждая компания в зависимости от особенностей работы определяет, в каких пределах должны находиться показатели.  Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем быстрее покупатели гасят долги. А это лучше для любой организации. Но высокая оборачиваемость не всегда свидетельствует об эффективной работе фирмы.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.