Финансовый директор

Новые правила игры: что теперь понимать под необоснованной налоговой выгодой?

3200
Новые правила игры: что теперь понимать под необоснованной налоговой выгодой?
В Федеральный закон №163-ФЗ от 18.07.2017 внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, запрещающие уменьшать налоговую базу или сумму подлежащего уплате налога путем искажения сведений об определенных фактах деятельности организации. В частности, это касается информации о сделках или операциях, оказывающих влияние на финансовое положение компании, сведений об объектах налогообложения, отражаемых в учете или налоговой отчетности.

При формировании налоговой базы важно, чтобы основания для включения в нее объектов учета были законными, то есть не преследовали цель намеренного уменьшения суммы налогов. Также обязательства по сделке должны быть выполнены исключительно стороной договора, заключенного с налогоплательщиком. В связи с этими нововведениями налоговики совместно со следственными органами разработали методические рекомендации по выявлению  схем и сделок, совершенных с умыслом. При выявлении инспекторами противоправных действий или, наоборот, бездействия, организациям придется не только доплатить в бюджет недоначисленные налоги, но и выплатить штраф в размере 40% от недоимки. Изменения в законодательство вступили в силу относительно недавно, поэтому не до конца ясно, помогут ли они сократить число случаев умышленного занижения и неуплаты налогов (см. также, когда неуплата налогов грозит тюрьмой).

Ошибка или умышленное уклонение от уплаты налога?

В условиях современной экономической ситуации многие компании предпринимают шаги для оптимизации расходов. Кто-то сокращает штат и рекламные бюджеты, а кто-то отказывается от привлечения внешних ресурсов, что позволяет снизить затраты на уплату налогов, сборов, пошлин, получение сертификатов, разрешений или лицензий. Безусловно, само сокращение числа объектов налогообложения и уменьшение налоговой базы не будет расцениваться как попытка получения необоснованной выгоды. Однако, здесь стоит быть аккуратным – ведь любая ошибка при определении налоговой базы и объектов налогообложения может быть расценена налоговиками как преднамеренный шаг или результат мошеннической сделки, поскольку результатом является налоговая недоимка (занижение суммы налога).

Важно понимать, что изменения законодательства – это не желание «задушить» бизнес, а, наоборот, еще одна попытка обезопасить честных налогоплательщиков, отделив их от компаний, использующих серые схемы. Запрет на регистрацию притворных и мнимых сделок был введен в 2013 году путем внесения изменений в Закон «О бухгалтерском учете». Также были внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ, где разъясняется понятие грубого нарушения требований к финансовой отчетности и бухгалтерскому учету. Сделка может быть признана мнимой или притворной, если доказано, что для целей налогообложения учтены несуществующие операции либо в учете отражены объекты, прикрывающие собой другие. Риски налоговых претензий также несут и операции, производимые с лицами, в отношении которых организация действует без должной осмотрительности (кстати, проверить контрагента можно здесь >>).

Умышленное применение так называемых «искусственных» схем в финансовой деятельности компании и отсутствие должной осмотрительности при выборе контрагента с целью получения дополнительной прибыли находятся под пристальным вниманием государственных органов: Минфина РФ, ФНС РФ, Следственного Комитета РФ, Центробанка РФ, Росфинмониторинга РФ и расценивается в правовом поле деятельности налогоплательщиков как получение необоснованной налоговой выгоды.

Налоговые органы, в свою очередь, выделяют список фактов, свидетельствующих о ведении той или иной организацией деятельности с высоким налоговым риском. Использование компаниями способов занижения налоговой базы является одним из главных критериев оценки деятельности налогоплательщиков, на основании которых налоговые органы определяют необходимость проведения выездных налоговых проверок. Если налоговыми органами будет доказано, что полученная компанией прибыль была необоснованной, налогоплательщику придется пересчитать налоговые обязательства и заплатить государству недоимку, пени и штрафы.

Как защититься самому?

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с проведением операций с недобросовестными контрагентами, ФНС России рекомендует налогоплательщику ознакомиться с Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007, где указаны основные критерии проверки контрагента.

Мы советуем компаниям внедрить «регламент проверки контрагентов», как часть графика документооборота в компании. В нем необходимо прописать следующие критерии и методы проверки:

1. Критерии для контрагентов / сделок по сумме:

  • мелкие – не проверяем – не существенно;
  • средние – проверка информации в открытых источниках: проверьте сайт компании, действителен ли их адрес и так далее;
  • крупные – проверка информации как в открытых источниках, так и сбор информации из специализированных баз. Обязательное проведение тендеров,  документирование каждого шага проверки, ведение чек-листов.

2. Критерии проверки по срокам на разных этапах договора:

  • перед заключением договора;
  • в период действия договора (например, риск того, что компанию перепродали, сменились собственники, появилось заложенное имущество, компания начала процедуру банкротства и т.п.);
  • до окончания действия обязательств по договору.

3. Методы проверки:

  • По открытым источникам (перечислить те источники, которые компания считает нужными использовать), обязательное заполнение чек-листа.
  • Привлечение специализированных консультантов для проверки в базах.

Примеры открытых источников для проверки контрагентов

  1. Федеральная налоговая служба.
  2. Реестры – ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, лицензий, дисквалифицированных лиц и т. д (см. также последствия и ответственность за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ).
  3. Федеральная антимонопольная служба – Реестр недобросовестных поставщиков.
  4. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц – Информация о юридически значимых фактах деятельности организации – ликвидация, реорганизация, банкротство, отмена доверенности, наблюдение).
  5. Федеральная нотариальная палата – реестр уведомлений о залоге движимого имущества.
  6. Федеральный арбитражный суд РФ – информация об участии контрагента в судебных спорах с ФНС и другими компаниями.
  7. Федеральная миграционная служба – проверка реквизитов паспорта руководителя и уполномоченного лица контрагента.
  8. Федеральная служба статистики – возможность получить отчетность контрагента (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах) по запросу на сайте.

Также необходимо получить от самого контрагента документы, подтверждающие его добросовестность:

  • письмо-подтверждение отсутствия залогового имущества;
  • акт сверки взаиморасчетов, свидетельство об отсутствии налоговой задолженности;
  • данные о среднесписочной численности;
  • данные об основных средствах;
  • бухгалтерская и налоговые отчетности;
  • копия договора-аренды.

Контрагент может отказать вам в предоставлении этих документов, сославшись на конфиденциальность информации. Однако, согласно ФЗ 98 «О коммерческой тайне», эти документы в список конфиденциальных не попадают, и компания обязана их предоставить по запросу. Если же контрагент не предоставляет этих документов, значит, ему есть что скрывать.

После этого оцените возможные риски при работе с сомнительным подрядчиком: если они высоки, откажитесь от этой сделки. Если же сделка проведена, постарайтесь предвосхитить события – уведомите налоговые органы о мерах, предпринятых вами для снижения или исключения рисков. Для этого вам необходимо подать уточненные налоговые декларации за периоды, в которые совершались сделки с высоким налоговым риском. Также к декларации необходимо приложить пояснительную записку.

В данной ситуации налоговый орган, исходя из полученных документов, проводит камеральную налоговую проверку. Если представители власти обладают информацией о работе той или иной организации с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, который заявил о мерах, предпринятых им для снижения рисков, решение о назначении выездной налоговой проверке принимается только после предварительного согласования с ФНС России. Последнее обстоятельство также можно отметить как преимущество при «добровольной сдаче» в ИФНС фактов ведения бизнеса с высокими налоговыми рисками.

Государство всегда стояло на страже своих интересов и, тем самым, интересов граждан в отношении контроля за поступлением средств в бюджет страны. Операции искусственного обогащения, умышленное нарушение порядка налогообложения, мошеннические схемы во все времена были под пристальным вниманием контролирующих органов.

Важно помнить, что правительство не стремится препятствовать ведению бизнеса в России, поэтому компаниям, которые ведут законную деятельность, не стоит бояться каких-либо изменений законодательства. Работа с добросовестными контрагентами, а также исключение сомнительных сделок обезопасит вас от наблюдения со стороны налоговых органов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.