Финансовый директор

Сомнительная и безнадежная дебиторская задолженность: отличия, особенности учета

273
Сомнительная и безнадежная дебиторская задолженность: отличия, особенности учета
Компании сталкиваются с тем, что контрагенты не выполняют обязательства. Но финансовая служба порой путает, когда дебиторская задолженность становится сомнительной, а когда – безнадежной. В статье мы разберемся с понятиями и расскажем о бухгалтерском и налоговом учете дебиторки.

Сомнительная дебиторская задолженность

Какая дебиторка является сомнительной? В договоре купли-продажи стороны устанавливают сроки отгрузки и доплаты. Сомнительная дебиторская задолженность – это задолженность, которая возникает, когда покупатель не перечислил деньги в день, установленный договором – тогда его долг становится сомнительным для поставщика. Но при условии, что дебиторка не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Понятия сомнительной дебиторской задолженности в налоговом и бухгалтерском учете практически схожи (п. 70 Положения по ведению бухгалтерскому учету, п. 1 ст. 226 НК РФ). Но в бухучете долг станет сомнительным, если компания узнала о финансовых проблемах должника, а срок погашения по договору еще не наступил.

Как выявляют сомнительные долги

Есть несколько способов наладить учет сомнительных долгов. Чаще всего сомнительные долги определяют при инвентаризации дебиторской задолженности. Такую инвентаризацию делают минимум раз в год при составлении готовой отчетности, но компания вправе и чаще проводить ее.  Некоторые компании настраивают учетные программы, которые автоматически сообщают о том, что дебиторская задолженность стала сомнительной.

Другой способ – вменить ответственным сотрудникам сообщать о том, что дебиторка стала сомнительной. Скорее всего, за сделку с каждым контрагентом отвечает какой-либо сотрудник (менеджер по продажам или закупкам). Он и отслеживает выполнение договора. То есть точно знает, выполнил ли контрагент обязанности или нет. А значит, ему не составит труда сообщить финансовой службе о том, что дебиторка стала сомнительной (проверить контрагента можно здесь >>).

Резерв по сомнительным долгам

По сомнительной дебиторке создают резерв по сомнительным долгам. Делать это надо и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Рассмотрим каждый вариант отдельно.

Бухгалтерский учет

Компании создают резерв по сомнительным долгам, чтобы в отчетности информация о дебиторке была достоверной. Иначе пользователи могут сделать неверные выводы и принять неправильные решения. Резерв создают все компании, включая тех, кто ведет упрощенный учет. Исключений нет ни для кого (п. 70 Положения по бухучету).

Компания сама определяет, как она будет формировать в бухучете резерв по долгам. Выбранный метод закрепляют в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008). Правила бухгалтерского учета не лимитируют величину резерва по сомнительным долгам. Но на практике финансовая служба старается сблизить налоговый и бухгалтерский учет. А значит, ограничивает величину резерва и в бухучете.

В бухгалтерском учете резерв формируют за счет прочих расходов. Отражают его на специальном счете 63 «Резервы по сомнительным долгам». В учете делают проводку:

Дебет 91 Кредит 63

– создание резерва по сомнительным долгам.

Отражение резерва по сомнительным долгам в отчетности

В бухгалтерской отчетности нет отдельной строки для резерва по сомнительным долгам. Но его величина все равно влияет на показатели отчета: дебиторскую задолженность в балансе показывают за вычетом резерва по сомнительным долгам. Кроме того, дебитрку расшифровывают в пояснительной записке.

Налоговый учет

В налоговом учете действуют более жесткие правила, чем в бухгалтерском. НК ограничивает и максимальный размер лимита, и устанавливает правила его создания.

В налоговом учете дебиторская задолженность становится сомнительной, если контрагент не выполнил в срок условия договора. Раньше этой даты он не может стать таким. Кроме того, сомнительный долг не должен быть обеспечен залогом, поручительством и банковской гарантией (письмо Минфина от 17.04.17 № 03-03-06/1/22608). Только в одном моменте налоговый учет предоставляет организации выбор: налогоплательщик вправе выбирать, создавать ему или нет резерв по сомнительным долгам. В бухучете компания не вправе выбирать – создавать резерв по сомнительным долгам требуется в любом случае.

В налоговом учете дебиторская задолженность становится сомнительной, если контрагент не выполнил в срок условия договора.

Алгоритм создания резерва в налоговом учете

Шаг 1. Компания, которая решила создавать резерв в налоговом учете, должна закрепить это в учетной политике (письмо Минфина от 11.12.15 № 03-03-06/1/72636).
Шаг 2. Проведите инвентаризацию долгов. Результаты инвентаризации оформите актом по форме ИНВ-17 или по другой форме, которую организация разработала сама.
Шаг 3. Сформируйте резерв. Если в бухучете компания сама может установить формулу расчета, то в налоговом ее диктует кодекс (п. 4 ст. 226 НК РФ). Выглядит она следующим образом:
Резерв на последнее число отчетного периода  = Долг с просрочкой от 45 до 90 дней включительно × 50% + Долг с просрочкой выше 90 дней.

Возникают ситуации, если у контрагента есть встречный долг. Например, он должен организации 250 тыс. рублей, а организация ему – 70 000 руб. тыс. рублей. В таком случае резерв надо рассчитывать из дельты между долгами, то есть от 180 000 руб. (250 000 – 70 000). То есть долг, который учитывается при расчете резерва, уменьшается на кредиторскую задолженность перед тем же контрагентом (письмо Минфина от 17.04.2017 № 03-03-06/1/22608). Кодекс ограничивает максимальный размер резерва. Норматив в 2017 году – большая из величин: 10 процентов выручки за прошлый год или, как раньше, 10 процентов выручки за отчетный период. Выручка за год обычно больше квартальной, поэтому внутри года можно списать в резерв больше расходов. По итогам налогового периода лимит прежний — 10 процентов годовой выручки. Если резерв, который компания списала, по итогам года окажется выше лимита, разницу надо включить в доходы. При этом организация по своему усмотрению может установить меньший предельный размер отчислений в резерв (например, 7 % от выручки).

Шаг 4. Рассчитайте сумму отчислений в резерв. На последнее число каждого отчетного (налогового) периода рассчитайте сумму отчислений в резерв по формуле (п. 5 ст. 266 НК РФ):
Сумма отчислений в резерв =  Сумма резерва на последнее число отчетного периода – (сумма резерва на последнее число предыдущего периода – безнадежные долги? списанные за счет резерва).
Если получился нуль, то в налоговом учете ничего делать не нужно. Если получилось положительное число, то резерв включите во внереализационные расходы (письмо Минфина от 23.05.2016 N 03-03-06/2/29297). Если результат меньше нуля, то увеличьте доходы внереализационные (п. 7 ст. 250, п. 5 ст. 266 НК РФ).

Безнадежная дебиторская задолженность

Сначала долг становится сомнительным. А после – безнадежным. Правда, в случае смерти или исключения компании из ЕГРЮЛ долг сразу становится безнадежным, стадия сомнительности минуется.
Безнадежная дебиторская задолженность – это задолженность, возникшая если:

  1. Истек срок исковой давности. То есть прошло три года со дня, когда контрагент должен выполнить условия договора.
  2. Юридическое лицо исключили из ЕГРЮЛ. Другими словами, организация ликвидирована. Такие сведения можно получить, запросив выписку из госреестра. Для этого можно использовать сервис на сайте ФНС «Проверь себя и контрагента». За информацию платить не требуется. В выписке будет стоять пометка о том, что контрагент ликвидирован.
  3. Гражданин умер или признан временно отсутствующим.
  4. Контрагент не может исполнить долг. Например, организация победила в суде, но у контрагента нет никаких активов, чтобы выполнить обязательства. Пристав выдаст акт о невозможности взыскания долга и постановление об окончании исполнительного производства. Компании вернут исполнительный лист.

В безнадежные долги могут входить штрафы, пени за нарушение условий контрактов. Но только при условии, что их признал должник или их надо уплатить по решению суда, поэтому компания включила их во внереализационные доходы.

Безнадежные долги надо списывать с учета. Ведь дебиторская задолженность – это активы компании. То есть пользователи отчетности предполагают, что они смогут в будущем подучить от дебиторов деньги.

В случае смерти или исключения компании из ЕГРЮЛ долг сразу становится безнадежным, стадия сомнительности минуется.

Списание безнадежной дебиторской задолженности

Учет долгов в бухгалтерском и налоговом учете отличается. Расскажем, как списать дебиторку в каждом случае.

Как списать безнадежный долг в бухучете

Сначала проведите инвентаризацию долгов. Результаты оформите актом. Затем составьте два документа: бухгалтерскую справку и приказ генерального директора на списание долга.
В бухучете компания всегда создает резерв. Поэтому списание безнадежной дебиторки делается следующей проводкой:

Дебет 63 Кредит 62, 76 и т. д.

– проводка на списание безнадежной дебиторской задолженности.

Но возможна ситуация, когда резерва не хватило. В таком случае долг надо отнести на расходы. В учете делайте запись:

Дебет 91 Кредит 62, 76 и т. д.

– безнадежный долг включен в прочие расходы.

Списание долга с баланса не прекращает его учет. Дольше учитывайте безнажедную дебиторскую задолженность за балансом:

Дебет 007.

Храните долг на счете 007 в течение пяи лет. И только после этого в бухучете можно будет окончательно «расстаться» с дебиторкой:

Кредит 007.

В налоговом учете безнадежный долг списывают в расходы в том периоде, когда истек срок давности или контрагента исключили из ЕГРЮЛ

Списание безнадежной дебиторской задолженности в налоговом учете

В налоговом учете безнадежный долг списывают в расходы. Все расходы надо подтвердить документами. Списать долг надо в периоде, когда истек срок давности или контрагента исключили из ЕГРЮЛ.
Если компания создавала резерв, то безнадежный долг списывают за его счет. Но резерв считают от выручки от реализации (п. 1 ст. 266 НК РФ). Долги по авансам и займам можно включить в расходы раньше, чем они станут безнадежными. То есть их можно списать сразу в расходы, а не за счет резерва (письмо Минфина России от 14.11.2011 № 03-03-06/1/750).

В налоговом учете списать безнадежные долги можно двумя способами:

  • списать во внереализационные расходы (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ);
  • списать за счет резерва (п. 5 ст. 266 НК РФ).

Налогооблагаемую прибыль уменьшает вся сумма безнадежной дебиторской задолженности с учетом НДС (письмо Минфина России от 24.07.13 № 03-03-06/1/29315).

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.