-
-
-
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети

Вы читаете профессиональную статью для финансиста!
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Пройдите простую регистрацию и получите доступ ко всем статьям на сайте.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и продолжить чтение
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
-

Бухгалтерский и управленческий учет в строительстве

29 апреля 2020
9327
Средний балл: 2 из 5
эксперт Высшей Школы Финансового директора
Начните обучение прямо сейчас! Начать учиться бесплатно

Вести правильно бухгалтерский учет в строительной организации – дело не легкое, но еще более сложная задача – грамотно организовать управленческий учет в строительстве. Что отличает строительную сферу от других направлений деятельности? Какие специфические особенности следует учитывать финансовому директору при формировании управленческого учета и как правильно определить финансовый результат, узнайте из статьи.

Учет в строительстве

Финансовому директору при организации учета на предприятии следует знать, что любая отрасль диктует свои особенные правила.

Регламент учета плановой себестоимостиПланирование себестоимости строительных работ является составной частью плана производственно-финансовой деятельности компании

Финансовому директору строительной компании стоит не только разработать правила формирования бюджета, но и продумать, как его актуализировать. Важно также обеспечить своевременное планирование и обновление показателей бюджета.

Как составить бюджет строительного проекта

Узнайте, какие показатели включить в бюджет проекта, как и на основе каких данных их планировать, а также как корректировать план по мере выполнения строительных работ.

Коллеги, рекомендации доступны подписчикам Системы "Финансовый директор". Если вы оформите демо-доступ, то тоже сможете воспользоваться ими.

Планируем бюджет строительного проекта

Больше полезной информации по теме Бюджетирование, читайте по ссылке>>>

Управленческий учет в строительстве: какие особенности следует учитывать

Перечень особенностей, которые нужно учитывать в строительной отрасли, не исчерпывающий. Перечислим лишь самые важные из них.

Так, застройщикам будут важны следующие моменты:

  • Строительство каждого объекта – это отдельный проект, который требует отдельного калькулирования всех расходов по нему. В этом и сложность, особенно для крупных компаний, которые одновременно ведут стройку нескольких сооружений (например, многоэтажные жилые дома). Ведь необходимо учитывать абсолютно все расходы – на транспортировку сырья и материалов, доставку рабочих, сооружение временных построек, отделочные работы и прочее обособленно.
  • По каждому проекту (объекту стройки) необходимо составление сметы – то есть, предварительный расчет необходимого количества материалов. Отдельно финансовая смета составляется по всем строительно-монтажным работам. На этом этапе необходимо предусмотреть максимально все необходимые расходы на строительство и доведения до эксплуатационного состояния объекта строительства. В дальнейшем, все осуществляемые затраты будут привязаны к этим первоначальным сметам. На основе этих смет будет производиться анализ эффективности и доходности проекта (насколько фактические расходы будут превышать запланированные сметные).
  • Важно понимать, что строительство объекта – процесс не быстрый. Довольно часто стройки длятся годами, например, когда строительство замораживают или консервируют для устранения юридических или финансовых проблем. Если рассматривать строительство многоэтажных жилых сооружений, то как правило, стройка длится в рамках года, если у компании будут отсутствовать сложности с финансированием или юридическими документами.
  • Большая зависимость от внешних структур. В частности, стройку нельзя начинать, если у компании нет соответствующих лицензий. Для этого компания должны соблюсти ряд требований. Однако, даже имея нужные разрешительные документы – важно помнить, что срок действия лицензии должен покрывать весь период строительных работ. И на момент ввода зданий в эксплуатацию лицензии должны быть действующие.
  • Поэтапное финансирование. Затраты на стройку зданий представляют собой довольно внушительную сумму. Выделить их сразу на весь проект – экономически не выгодно – ведь строительство растягивает на длительный срок. Поэтому проект делится на несколько этапов, каждый из которых оформляется документально и финансируется обособленно от остальных.

Как регламентировать распределение косвенных расходов между проектами в строительных компаниях

Узнайте, как финансовому директору строительной компании определиться, в каких случаях косвенные затраты следует относить на финансовый результат периода, а в каких – распределять между проектами.

Коллеги, рекомендации доступны подписчикам Системы "Финансовый директор". Если вы оформите демо-доступ, то тоже сможете узнать, как разработать правила распределения затрат и закрепить их в управленческой учетной политике.

Как разработать правила

Принципы и методики управленческого учета

При ведении управленческого учета в строительстве часто приходится сталкиваться с такими проблемами, как:

  • неактуальность отчетной информации ввиду ее запаздывания при доведении до руководства;
  • некорректная группировка затрат;
  • отсутствие экономии ресурсов ввиду чего фактические расходы превышают сметные по необъективным причинам;
  • отсутствие анализа незавершенного этапа строительства и т.д.

Чтобы избежать вышеперечисленных проблем, необходимо определить первоочередные принципы ведения управленческого учета. Вот некоторые из них.

Первое. Управленческий учет следует максимально сблизить с бухгалтерским учетом: это позволит упростить работу бухгалтеров и экономистов и минимизировать трудозатраты. Также это позволит отражать расходы своевременно, составлять управленческую отчетность на основе первичных учетных документов максимально достоверно. Руководство сможет оперативно принимать управленческие решения, имея актуальную информацию на каждом этапе работ.

Второе. Бюджетирование в строительной организации должно учитывать проектно-сметный характер работ, а именно:
  • Прямые расходы следует учитывать по каждому объекту строительства обособленно.
  • Для обеспечения вышеуказанного, прямые расходы следует отделять от косвенных с максимальной достоверностью. В помощь – первичные учетные документы, которые оформляются в рамках ведения бухгалтерского учета.
  • При распределении косвенных расходов следует соблюдать единый метод и пропорции (предварительно его следует выбрать и закрепить приказом руководителя, а также довести до каждого ответственного лица). Как правило, выбранный метод описывается в учетной политике для организации на отчетный период.
  • Приоритет экономического положения над документальным оформлением – это важно при запаздывании первичных учетных документов. Например, материальные запасы от поставщика отгрузили, а вот первичка поступила только через несколько дней.

Системы управленческого учета

На сегодняшний день существует две основные системы управленческого учета:

  1. «Direct costs» или директ-костинг позволяет отделить прямые затраты от косвенных, а также постоянных расходов от переменных издержек. По каждому объекту калькулируются только постоянные затраты, переменные же списываются на уменьшение операционной прибыли.
  2. Стандарт-костинг подразумевает разработку норм по каждой статье расходов, а также учет всех отклонений от этих норм. В пределах норм расходы списываются на затраты компании, а все отклонения от норм учитываются обособленно и списываются за счет финансовых результатов.

    Практика применения метода «стандарт-кост» в управлении финансами компании

Соблюдение указанных принципов позволит формировать достоверную управленческую отчетность, поможет оперативно реагировать и решать возникающие проблемы управления. Подробнее о методах расчета себестоимости>>

Инструменты управленческого учета

Как уже отмечалось ранее, для обеспечения достоверности и актуальности управленческой отчетности, необходимо соблюсти один из основных принципов формирования управленческого учета, а именно – максимальное его сближение с бухгалтерским учетом. Для этого:

  1. Применяйте тот же план счетов, что и в бухучете. Как правило, план счетов актуализируется с учетом специфики деятельности компании и утверждается в учетной политике (приказом руководителя). В нем содержится информация об используемых счетах для обеспечения своевременного и полного сбора информации по всем операциям.
  2. Применяйте ту же аналитику, что и в бухгалтерском учете – это позволит упростить ведение управленческого учета и избежать путаницы между контрагентами, проектами.
  3. Применяйте те же бухгалтерские регистры – анализ счета, оборотно-сальдовая ведомость, и т.д. Альтернативным вариантом считается ведение управленческого учета в Excel, однако в крупных компаниях это не представляется возможным, поскольку делается двойная работа – сначала каждая операция отражается в регистрах бухучета (как правило, используется программа 1C), затем дублируется в файле Excel. С учетом количества операций в строительной сфере – данный метод давно изжил себя.

Важно! Программа 1C постоянно обновляется и актуализируется под потребности потребителя, поэтому в современных версиях 1 С позволяет вести управленческий учет на основе операций бухгалтерского учета – нужно только правильно настроить программу. Также 1С позволяет сформировать управленческую отчетность на любую дату периода, что дает большое преимущество для руководителя. Актуальная и своевременная отчетность очень важна для принятия правильных управленческих решений.

Движение денежных средств

Одна из форм управленческой отчетности – отчет о движении денежных средств, позволяет иметь актуальную информацию о наличии финансовых средств, которые постоянно нужны для осуществления строительной деятельности. Узнайте, как составить управленческий отчет о движении денежных средст за несколько минут и скачайте шаблон и инструкцию для его адаптации

Эта форма управленческой отчетности может составляться на любую дату отчетного периода и дает руководителю информацию об остатках наличных и безналичных денежных средств на счетах компании, а также об оборотах за определенный период. Учтите типичные ошибки в бюджете движения денежных средств

Анализируя этот отчет, руководитель может контролировать статьи расходования денег, а также определить основные пути поступления и расходования финансов в компанию. Важный момент в этом анализе – определить, кто кому и сколько должен. Узнайте также, когда косвенный метод планирования БДДС лучше прямого

Таблица 1. Ведомость денежных средств за период 01.01.2020 - 31.01.2020

Вид денежных средств Остаток на 01.01.2020, руб. Поступление, руб. Расход, руб. Остаток на 31.01.2020, руб.
Наличные 1 750 000,00 750 000,00 2 050 000,00 450 000,00
Безналичные 4 375 000,00 6 290 000,00 8 415 000,00 2 250 000,00
Всего 6 125 000,00 7 040 000,00 10 465 000,00 2 700 000,00
         
в т.ч. Расчеты с контрагентами/ Приобретение МПЗ/ Безналичные/ ПАО Банк ВТБ/Платежное поручение № 69 от 29.01.2020 - - 1 496 000,00 -

Движение материалов

Не менее важен для руководителя строительной компании и контроль за движением материалов. Особенность учета материалов заключается как раз в правильной организации учета всей номенклатуры МПЗ – специфика строительной отрасти подразумевает огромное количество строительных материалов с огромной номенклатурной системой и здесь данные бухгалтерского учета по счетам учета МПХ для руководителя малоинформативны.

Интерес руководителя заключается не в том, что и как учтено, а сколько материальных запасов имеется у компании всего и на какой объект строительства они будут направлены, поэтому управленческий учет материалов принято организовывать так, чтобы объединить однотипные материалы в группы и подгруппы. Таким образом, отчет о наличии и оборотах материалов значительно сокращается.

Таблица 2. Номенклатурные группы

Номенклатурная группа Подгруппа 1 Подгруппа 2 Номенклатура
Плиты железобетонные Плиты перекрытия Плиты перекрытия межэтажные   1. Плита ПТП 40-16, вес 2,54 тн. Длина 3,98 м, ширина 1,595 м, высота 0,16 м.
  2. Плита ПТП 36-8 вес 1,15 тн. Длина 3,58м, ширина 0,79 м, высота 0,16 м.

Как правильно определить финансовый результат

Особенность определения финансового результата в строительной отрасли заключается в том, что здесь нужно учитывать два момента – длительность производственного цикла (месяц, год, более длительный период) и наличие плановых смет.

Также следует учесть тот факт, что компания-застройщик может одновременно вести несколько проектов, находящихся на разных этапах строительства. Финансовый результат определяется по каждому проекту обособленно.

Все доходы и расходы определяются кассовым методом – это позволяет руководителю увидеть реальную картину доходности строительного процесса. В доходы включаются все деньги, фактически полученные компанией за период, а в расходы – все произведенные выплаты. Этот метод предпочтителен, поскольку позволяет сразу увидеть размер полученной прибыли и превышение затрат по смете.

Для управления накладными расходами при планировании необходимо руководствоваться накопленной статистикой и объективной оценкой будущей потребности в ресурсах на содержание площадки строительства, штабов строительства и офисов центрального аппарата управления. В последующем останется отладить контроль за платежами на приобретаемые ресурсы и услуги.

Предлагаем методику управления, которая поможет достичь той оперативности, которой требует управленческий учет в строительстве.

Управленческий учет vs Бухгалтерский учет

Скачать рисунок большего размера могут зарегистрированные пользователи >>

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.